Поделиться:
10 октября 2015 11:15

Генерал Пермикин и подпоручик Золотилов: новые документы

Публикуем документы о генерале Борисе Сергеевиче Пермикине (1890–1971) и подпоручике Алексее Федоровиче Золотилове (1892–1915), выявленные сотрудником центра «Белое Дело» Николаем Родиным в фонде Императорского Петроградского университета ЦГИА СПб.

 
Генерал Б. С. Пермикин; надгробная плита на могиле А. Ф. Золотилова

Вниманию уважаемых читателей предлагается публикация случайно выявленных документов, обнаруженных автором настоящих строк в ходе работы с фондом Императорского петроградского Университета (Ф. 14) в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Эти архивные находки, по иронии судьбы, имеют отношение к русским офицерам, в увековечение памяти которых центр «Белое Дело» внес свою скромную лепту. Они были почти ровесниками (разница в возрасте — два года). Один прожил довольно долгую и насыщенную жизнь, скончавшись на чужбине. Другой пал на фронте Первой мировой войны. Речь идет о генерале Борисе Сергеевиче Пермикине и подпоручике Алексее Федоровиче Золотилове.

В 2011 году издательство «Посев» выпустило книгу воспоминаний Б. С. Пермикина, профессионально подготовленную к публикации ямбургским историком Сергеем Геннадьевичем Зириным, снабдившим мемуары Пермикина необходимыми научными комментариями (см.: Пермикин Б. С. Генерал, рожденный войной. Из записок 1912-1959 гг. / редактор-составитель С. Г. Зирин. М.: Посев, 2011. – 284 с.: ил.). А совсем недавно, в сентябре 2015 года, на могиле генерала Пермикина и его супруги, в Зальцбурге (Австрия), по инициативе «Белого Дела», была установлена мемориальная плита, доставленная из России.

О личности однополчанина легендарного Антона Васильевича Туркула по  75-му пехотному Севастопольскому полку — подпоручика А. Ф. Золотилова, читатели «Белого Дела» узнали благодаря нашим крымским соратникам А. Осташевскому и А. Гостеву, которые отыскали его надгробье на Старом городском кладбище Севастополя на улице Пожарова. Летом 2012 года захоронение Георгиевского кавалера было приведено в порядок. Нельзя не отметить также ценное биографическое дополнение, с указанием источников из Российского государственного исторического архива и Российского государственного военно-исторического архива, сделанное Надеждой Муравейниковой. Примечателен также тот факт, что в Санкт-Петербурге, на Смоленском православном кладбище, покоится другой офицер и участник Великой войны с фамилией Золотилов — прапорщик Арсений Иванович Золотилов, умерший 15.01.1915 г. от раны, полученной в бою под Львовом 19.08.1914 г. Реставрацией надгробья этого офицера занимался сотрудник «Белого Дела» В. Ю. Савицкий. Необходимо, правда, подчеркнуть, что родство «севастопольского» и «петербургского» Золотиловых документально не подтверждено и, возможно, мы имеем дело с однофамильцами.

Обнаруженные документы, содержатся в деле под названием: «Об участниках «Войны 1914 г.» из числа учащихся и других лиц Университета», которое включает в себя документацию со сведениями об отличившихся и павших в боях студентах и сотрудниках Императорского Петроградского Университета. Подобные делопроизводства, согласно циркулярам Министерства народного просвещения, возникали и в других средних и высших учебных заведениях Российской империи. Цель была очевидна — собирать сведения о бывших питомцах, из числа участников Великой войны, для последующего увековечения их памяти. Учебные заведения публиковали в газетах сообщения с просьбой о присылке таких сведений. На эти сообщения обычно откликались родственники и командиры лиц, связанных с тем или иным учебным заведением. Они отправляли в канцелярии последних письма или отношения, в которых указывали ценную информацию биографического характера: перечисляли награды, сообщали обстоятельства подвигов или гибели.

В рассматриваемом случае, в деле отложились машинописные копии двух отношений и одного письма, которые были сделаны, судя по соответствующим надписям, для канцелярии Совета Императорского Петроградского Университета. Местонахождение подлинников не установлено. Два документа имеют отношение к Б. С. Пермикину и один — к А. Ф. Золотилову. С точки зрения информативности большую ценность представляет именно последний документ, написанный отцом или матерью Золотилова. Неопределенность обусловлена тем, что письмо имеет подпись «Е. Золотилов». Как известно, отца офицера звали Федором, а маму — Елена. Очевидно, ошибка кроется либо в инициале, либо в отсутствующей букве «а» в окончании фамилии. Опечатку, по всей вероятности, допустил человек, делавший дошедшую до нас копию.

Документы публикуются в соответствии с нормами современной орфографии и пунктуации. Очевидные ошибки исправлены. Текст, выделенный курсивом, в подлиннике написан от руки. Расшифрованные фрагменты слов заключены в квадратные скобки [].

Документ №1

Копия

КОМАНДИР
9-го уланского
БУГСКОГО
полка.

По части строевой.

Октября 21 дня 1914 г.

207

с. Тамановицы

(ниже штамп канцелярии совета: «1 дек[абря]1914 вход[ящий] № 1703». — Н. Р.)

В ИМПЕРАТОРСКИЙ Петроградский Университет.

Вх. № 10084. (рядом штамп: «1 дек[акбря] 1914». — Н. Р.)

Сообщаю, что студент ИМПЕРАТОРСКОГО Петроградского Университета, ныне охотник вверенного мне полка, младший унтер-офицер Борис Сергеевич Пермикин, награжден Георгиевским Крестом 4 степени и представлен к Георгиевскому Кресту 3 степени.

Полковник (подп[ись]) Князь Гагарин
Полковой Адъютант Поручик (подп[ись] неразб[орчива])

С подлинным верно:
Секретарь (подпись)
Канц[елярия]
В Совет

ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 11019. Л. 3. Микрофильмированная машинописная копия.

Документ №2

Копия

КОМАНДИР
9-го уланского
БУГСКОГО
полка.

По части строевой.

Декабря 20 дня 1914 г.

505

с. Ненадово
Австрия

Вх[одящий] 11957

(штамп канцелярии совета: «14 янв[аря] 1915 вход[ящий] № 62». — Н. Р.)

В ИМПЕРАТОРСКИЙ Петроградский Университет.

Охотник, младший унтер-офицер вверенного мне полка, студент Петроградского Университета Борис Пермыкин (так в документе — Н. Р.) награжден Георгиевским крестом 3-й степени за то, что, будучи послан в разъезд, доставил важное о противнике сведение.

Полковник (подп[ись]) Князь Гагарин.
Полковой адъютант Поручик (подп[ись])

С подлинным верно:
Секретарь (подпись)

ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 11019. Л. 4. Микрофильмированная машинописная копия. На документе есть резолюция (ректора?): «Завести дело о питомцах Петр[оградского] У[ниверсите]та отличившихся на войне, а также погибших в боях (подпись)».

Документ №3

В канц[елярию] совета

Копия.

Господину Ректору
ИМПЕРАТОРСКОГО Петроградского Университета.

Сын мой, студент вверенного Вам Университета, Алексей Федорович ЗОЛОТИЛОВ, поступивший в армию осенью 1914 года добровольцем, убит 19 Декабря 1915 года в бою при деревне Раранча в Галиции. Кроме других боевых орденов награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, как говорится в приказе войскам IX армии № 68 от 20 Февраля 1916 года: за то, что в бою 19 Декабря 1915 года при штурме сильно укрепленной позиции австрийцев, восточнее деревни Раранча, командуя 13 ротой, под сильным ружейным и пулеметным огнем австрийцев первым ворвался в окопы противника и тем увлек за собою свою роту; выбивая противника из окопов штыками и гранатами, был убит, смертью своей запечатлев содеянный им подвиг.

Считаю своим долгом сообщить Вам, Милостивый Государь, об этом, так как § 58 Георгиевского Статута (Речь идет о § 58 четвертого отделения («Особые права и преимущества кавалеров ордена Св. Георгия») Статута ордена Св. Георгия, утвержденного Императором Николаем II 10 августа 1913 года. ­— Н. Р.) гласит: «Имена и фамилии всех Георгиевских кавалеров увековечиваются занесением их на мраморные доски, как в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца в Москве, так и в тех учебных заведениях, в коих они воспитывались».

С совершенным почтением Е. ЗОЛОТИЛОВ (Комментарий к подписи см. во вступительной статье. — Н. Р.).

Севастополь
Очаковская [улица, дом №] 21.

С подлинным верно:
Секретарь (подпись)

ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 11019. Л. 32–32 об. Микрофильмированная машинописная копия.

Помочь! – поддержите авторов МПИКЦ «Белое Дело»